Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Музей истории ЮЖД

На Южной железной дороге всегда старались сохранить память о прошлом. Для этого во многих ее структурных подразделениях существуют свои музеи, комнаты славы и мемориальные уголки, в которых на протяжении десятилетий по крупицам собиралась история. Но основным местом концентрации железнодорожной летописи является музей ЮЖД, расположенный в здании бывшего ДК «Железнодорожник», а ныне — Центральном доме науки и техники. Он был создан более 40 лет назад, и за это время его посетителями стали представители не одного поколения железнодорожников, а значит — десятки тысяч не безразличных к прошлому своей магистрали людей. В музее собраны исторические материалы со всех уголков Южной дороги, касающиеся различных периодов ее деятельности. Сегодня здесь насчитывается свыше двух тысяч экспонатов, многие из которых имеют не только историческую, но познавательную ценность. Буквально с порога посетителей встречает колокол, в который раньше били при прибытии поезда. Ударив в него, начинается экскурсия со стенда, повествующего о первом паровозе, его изобретателе. Далее стенд о строительстве железной дороги нашего региона, прибытии первого поезда. Здесь есть ручная тачка, замысловатые инструменты и другие орудия труда, с помощью которых в позапрошлом веке строилась железная дорога на Слобожанщине. Большая экспозиция раритетов передает дух всех последующих за этим событием эпох — разнообразные документы, именные часы машиниста паровоза, электромеханические приборы, контролирующие движение поездов, а также диорама, посвященная временам гражданской и Великой Отечественной войн, настенный телефон «Эрикссон», изготовленный в конце XIX века, в деревянном корпусе. Причем каждый экспонат может поведать много интересного. Скажем, огромный макет паровоза серии СО, который в свое время выпускал Харьковский завод им. Малышева, имеет довольно любопытную историю. Дело в том, что в 1990-е годы в музей обратилось руководство этого предприятия с просьбой восстановить один из первых выпущенных «малышевцами» локомотивов, который «дожил» до наших дней. Заводчане намеревались установить свою находку на территории завода на пьедестале, однако после реставрации у них возник закономерный вопрос: как правильно паровоз раскрасить? На уцелевших черно-белых фотоснимках нельзя разобрать цветовую гамму, в которую он был выкрашен. Вот тогда кто-то и вспомнил о макете из железнодорожного музея, созданном во времена, когда эти паровозы еще можно было увидеть «живьем»... К 140-летию Южной дороги в музее был проведен капитальный ремонт и изменена структура экспозиций. Музей состоит из трех залов, разделенных по эпохам: зеленый зал (дореволюционный период строительства и становления Курско-Харьковско-Азовской дороги), красный зал (советский период развития Южной железной дороги) и синий зал (история развития ЮЖД во времена независимой Украины). В последнем зале о каждой из четырех дирекций железнодорожных перевозок — Харьковской, Купянской, Полтавской и Сумской — расскажет отдельный стенд. А под ними расположены макеты железнодорожной техники — точные копии вагонов и локомотивов. Но одной из главных «изюминок» является рельефная схема Южной дороги с подробным воссозданием не только железнодорожной магистрали, но и окружающего ее ландшафта. А это ни много ни мало — около половины территории Восточной Украины. Немало интересных минут подарит посетителям музея и знакомство с макетом маршрута «Столичного экспресса» сообщением Киев—Харьков. На нем установлены уменьшенные копии четырех вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева. Между этими архитектурными красавцами следует маленькая точная копия самого поезда — он подаётся на платформы с привычными громогласными объявлениями дикторов, делает остановки в Полтаве и Миргороде, а после условной высадки-посадки пассажиров разворачивается на станции Киев-Пассажирский и снова возвращатся в родной Харьков. В пути следования состав преодолевает железнодорожные переезды, ему подмигивают «зеленым» светом маленькие светофоры. А на одном из запасных путей экспресс ожидает суперсовременный состав пассажирского скоростного поезда TGV, который на украинских стальных магистралях появится в не столь отдаленном будущем. Автор данного проекта — Александр Плескач, посвятивший железной дороге практически всю свою жизнь и с молодых лет интересующийся железнодорожным моделированием. Идею создания макета со «Столичным экспрессом» он вынашивал не один год, но только благодаря вниманию руководства Южной дороги и лично ее начальника Виктора Остапчука она стала реальностью. Сегодня Александр Плескач, несмотря на солидный возраст, является руководителем творческой группы по восстановлению музея ЮЖД, активно помогает его молодому директору Андрею Прохорову в создании новой экспозиции, которая постоянно пополняется. ...Покидая музей, мы, как правило, в душе ощущаем какую-то грусть, словно выходим из «машины времени», с помощью которой переместились в далекое прошлое. А вот после посещения музея истории Южной железной дороги чувствуешь себя совсем по-иному, ибо в нем настоящее здесь постигаешь, опираясь на прошлое и заглядывая в будущее.


Музей приглашает группы интересующихся людей с понедельника по четверг по адресу ул. Котлова, 83. Телефон 724-35-29
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2017