Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Транспортные новости

Главная » Статьи » Украина

В Макеевке без трамвая прожить сложно, но можно
В 2012 году исполняется шесть лет с момента закрытия трамвайного движения в городе-спутнике Донецка – Макеевке.

Шумиха, разгоревшаяся в городе после ликвидации этого вида транспорта, мол «ушла целая эпоха», канула в лету, и сегодня многие люди привычно пользуются маршрутками и троллейбусами. Рельсы из асфальта выкорчеваны, а последний оставшийся в живых макеевский вагон сиротливо стоит на территории вагоно-ремонтных мастерских в Днепропетровске.

Вагон 71-605А №247 на территории ВРМ в Днепропетровске (14.10.2011)

Журналисты «062», с оглядкой на историю развития и существования трамвая в городе-спутнике шахтерской столицы, решили разузнать, как живется людям без рельсового электротранспорта и, собственно, так ли он был необходим и удобен самим горожанам.

Для начала, если говорить об истории городского трамвая, нужно заметить, что саму Макеевку трудно назвать городом в полном смысле этого слова. Причина в том, что таковая не возводилась и не проектировалась именно как город.

Изначально это были разнообразные рабочие поселения, построенные вокруг метзавода, в царские времена принадлежавшего обществу «Унион». Населенный пункт разростался, в его состав включали села, хутора, поселки при шахтах и промышленных объектах.

Соответственно, Макеевка, при населении в 400 тысяч человек (Донецк без агломерации – 984 тысячи – прим. ред.) занимает площадь большую, нежели столица Донбасса. Другими словами, город компактным не назовешь. Это качество отразилось и на формировании структуры транспорта, трамвая в том числе.

Трамваем пользоваться было неудобно
Заметим, что макеевский трамвай стал первым на Донетчине – движение было открыто осенью 1924 года. Тогда маршрут провели от ныне уже не существующей шахты №6-14 до рудника №1-1бис, позже ставший шахтоуправлением «Красногвардейским». Линия шла прямо по колее подъездных железнодорожных путей.
В 1928 году был открыт «настоящий» трамвай. В целом, до 1937 года в Макеевке функционировали две самостоятельные сети – одна в центре города, а другая на Щегловке.
После освобождения от немецко-фашистских захватчиков, Москва расщедрилась на 200 тысяч рублей на восстановление трамвайного движения. Маршруты проектировались так, что в конечном итоге получилась радиальная система. Пересесть можно было только в центре.

Двухпутные участки пути появляются лишь в конце 1953 года. Но в 1963 году уничтожается центральное кольцо, соответственно разрушается и без того аморфная радиальная система. В результате в городе начинают работать непомерно длинные транзитные маршруты, не отвечающие существующим пассажиропотокам.

Система совершенно неудобна, длинные транзитные линии снижают оборачиваемость трамваев и усиливают отставания от графика. Поэтому в 1967 году принимается следующее решение: возродить старую радиальную систему, но с некоторыми изменениями.

В 1968 году открыта долгожданная линия на поселок Восточный – это стало последним шагом по расширению сети макеевского трамвая, которая позже только сокращалась. В 1969 году запущено движение троллейбусов, и теперь в упор делается именно на этот вид транспорта.

Начиная с 1975 года трамваи старых марок начали постепенно заменять новой моделью «КТМ-5», известный также как же «Урал». С одной стороны это было прогрессивное явление, ведь в один «Урал» помещалось больше пассажиров, чем в поезд из двух старых вагонов, да и салон был намного комфортней. С другой стороны КТМ-5 оказался очень прихотливым в использовании.

Например, двигатель и оборудование, расположенные в десяти сантиметрах от земли выходили из строя, стоило въехать въехать в большую лужу, каких в Макеевке всегда было немало.

В 1977 году для ускорения оборачиваемости вагонов и сокращения накладных маршрутов было решено построить новое разворотное кольцо. Место для него выбрали, опять же, неудачно - в километре от центра города, возле проходной завода имени Кирова.

Кольцо же предполагалось закончить к первому сентября 1978 года, но строительство затянулось еще на год. Заметим, что новое кольцо по существу оказалось совершенно бессмысленным для пассажиров.

Печальный финал начался еще в девяностые…

Последний новый вагон был куплен в 1991 году. Позже начинается сползание к катастрофе. Новые трамваи не поступают, количество машин выходящих на линию уже к середине 90-х годов составляет около лишь 30% от общего числа.

На трамвае участились разнообразные несчастные случаи. Еще в 1993 году на уклоне погибла водитель, а в 1996 один вагон полностью сгорел. В 2000 - в трамвай на железнодорожном переезде врезался тепловоз. В то же время, экономическое положение ТТУ становилось плачевным: сотрудникам не выплачивали получку, денег не хватало даже на самые необходимые запчасти.
В 2001 году открыли Плехановское кольцо, вот только трамваев в городе осталось чуть больше десяти. В январе следующего года вагоны вообще не выехали на линию, ведь в депо не оказалось снегоуборочной техники.

В 2005 году в газетах началась кампания травли трамвая. Жители города вдруг неожиданно озаботились его убыточностью и стали требовать от власти закрытия всех маршрутов, что в июле 2006 года и было сделано.

Макеевчане за трамваем особо не скучают?

Как неоднократно заявляли в КП «Макэлектротранс» и в макеевском городском исполкоме, трамвайное движение запускать не будут, так как денег на это нет. Конечно, власти обещают развивать троллейбус. Отчасти эти планы выполняются – в 2008 году восстановлен маршрут №3, ведущий на шахту им. Бажанова, в 2010 году получены две новые машины. Однако, четыре действующих линии вместо девяти, функционировавших в лучшие времена и парк из 25 «рогатых» не являются полным решением транспортной проблемы города.

Сами же макеевчане говорят, что исчезновение трамвая, учитывая, как он работал в последние годы, прошло почти что незаметно.

«Этот вид транспорта был для нас, своего рода, палочкой выручалочкой только в восьмидесятые, - говорит 35-летняя горожанка Елена Бучковская, работающая менеджером по рекламе. - Например, мы на железнодорожный вокзал всегда ездили именно этим видом транспорта. Кроме того, на Кировскую сторону троллейбусы вообще не курсировали, так что в тот же бассейн, куда я ходила в детстве, ездила только трамваем. Это, конечно, было несколько удобнее, чем нынешние маршрутки, но не на много».

Однако, добавляет Елена, к автобусам она, как и ее знакомые, уже давно привыкла, так что за трамваем особо не скучает.

«Трамвай у нас в городе ходил, конечно, не ахти как. По моему мнению, этот вид транспорта был лишь отчасти востребованным, - добавляет 32-летний макеевчанин Вадим Кочкин, работающий водителем. – Да, лучше, когда у горожан есть альтернатива, чем добираться в точку назначения – троллейбусом, трамваем, или автобусом. Принципиально я трамваем не особо пользовался, но и не брезговал в нем прокатиться. А если этот вид транспорта ликвидировали – значит не было денег на его содержание. Жизнь есть жизнь, хорошо, что хотя бы троллейбус остался».

Восстановлению не подлежит
Специалисты объясняют, что если и говорить о макеевском трамвае, то нужно понимать, что речь идет именно о восстановлении.

«Восстановлении с нуля. Ведь инфраструктура, на сегодняшний день, отсутствует полностью. Необходимо закупать подвижной состав, строить депо, заново прокладывать линии. На все эти цели требуется целая уйма денег. Вряд ли у государства сейчас найдется необходимая сумма», - говорит энтузиаст развития электротранспорта Донбасса, ныне главный инженер Константиновского трамвайного управления Мария Кайряк.

По ее мнению, идеальным был бы вариант, если при сохранении старой сети построили ветку, соединяющую трамвайные сети Макеевки и Донецка.

«Это тоже не самая простая затея, но она, со временем, окупила бы себя. Но, возвращаясь к дню сегодняшнему, мечтать о трамвайном движении в Макеевке не приходится», - резюмирует Мария Кайряк.

Заметим, что при закрытии трамвая сразу же было пояснено, что инфраструктура изношена до нельзя, и на ее восстановление денег нет и не будет.

Таким образом, остается надеяться, что в городе, хотя бы и с треском и скрипом, но будет развиваться, или хотя бы сохраняться троллейбусное движение. Ранее городские власти заявляли о намерении пустить маршрут на Кировскую сторону, восстановить линию, ведущую в микрорайон «Зеленый». Однако пока что все эти начинания остаются лишь в планах.


Источник: http://062.ua/news/v-donecke/v-makeevke-bez-tramvaya-projit-slojno-no-mojno
Категория: Украина | Добавил: Максимильян (05.01.2012)
Просмотров: 463
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2017