Харьковчане за электротранспорт

Открытость и независимость информации о харьковском электротранспорте

  Новая версия сайта находится по адресу http://zatramvaj.org.ua!

Транспортные новости

Главная » Статьи » Украина

Луганск: приступ транспортной недостаточности
nullНедавнее ДТП, когда маршрутка врезалась в опору электросети и пострадали 4 человека, вновь обращает нас к одной из самых болезненных тем — бедственному положению в сфере пассажирских перевозок Луганска. Желтые, чадящие «Икарусы-гармошки», рогатые, скособоченные «Шкоды»: локти, подмышки, давка…Это луганский общественный транспорт начала 90-х за 10 копеек (или, может, купонов?) — не важно.

«Газели» и «Богданы» цвета грязи, ископаемые «Каросы» и ЮМЗшные троллейбусы: локти, подмышки, давка, «Радио Блатняк», похмельный водитель-рецидивист с купленной справкой о состоянии здоровья. Это день сегодняшний. Правда, экскурсия в передвижную камеру пыток стоит уже полторы гривны, а в скором времени может быть и все две.

«Все дело в цене на билет», — хором спели перевозчики свое любимое, лоббируя прошлогоднее мартовское подорожание стоимости проезда. Власть послушала, порылась в наших карманах и накинула содержателям маршруток полтинник сверху — за «живое исполнение».

«Сегодня монополистами по перевозкам в областном центре являются частные перевозчики, они диктуют и ценовую политику», — утверждает городской голова Луганска Сергей Кравченко.

Непонятно, с каких пор частники стали «монополистами по перевозкам» — ведь еще жив в Луганске электротранспорт. Да и наличие на рынке услуг конкурирующих друг с другом негосударственных предприятий исключает само применение термина — «монополия».

Общепринято, что к любой докладной с просьбой увеличения финансирования на какие-либо цели обязательно прилагается калькуляция, где каждая графа имеет объективное обоснование. Формулировки, типа: «так надо», «жизнь дорожает» — не проходят. И это понятно. Однако, горисполком, утвердив тарифы на услуги частников, в тот раз распорядился личным бюджетом горожан, утаив от луганчан главное — обоснование решения и калькуляцию расчетов.

Помните, диалог в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:

 — Минуточку! За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?

Так вот, в первоначальном ответе звучало:

- Народ оплатит!

Советские цензоры приказали ту реплику заменить, она им показалась глумлением над народом. А между тем, это вечнозеленая правда. И как тут за отсутствием официальных разъяснений не поверить слухам, что для принятия решения по повышению цен на проезд банкеты для кое-кого из исполкома накрывались. Причем, неоднократно, практически на всем протяжении переговоров, а необходимой калькуляции не было изначально. Во всяком случае, на обозрение народу ее не предоставили. Отметим, луганские «слуги народа» здесь — не исключение.

Антимонопольный комитет Украины утверждает, что волна подорожания, прокатившаяся в то время по всем областным центрам, ни в одном из случаев не имеет объективного экономического обоснования. Цитирую: «Відсутність належного контролю за реалізацією і обліком проданих квитків не дозволяє визначити обгрунтованість тарифів на проїзд. Замість цього це сприяє тінізації ринку перевезень, розвитку корупції і недоотриманню платежів, які можна було б направити на компенсацію пільгового проїзду громадян і підвищення безпеки перевезень».

С той поры прошел почти год. Итог: перевозчики недовольны, и хотели взимать по 2.50 с пассажира и чтобы их при этом не доили ДАИ с чиновниками. Более того, один из активистов движения в защиту прав перевозчиков в своих комментариях по поводу инцидента 17 февраля сказал корреспонденту: «Мы тогда договорились — повысим сейчас на 50 копеек лишь в случае гарантий дальнейшего поэтапного увеличения стоимости проезда. Второе повышение должно было состояться еще в сентябре прошлого года. Мэр согласился и обманул».

Кстати, по его же словам, попытка «октябрьской революции» перевозчиков, несогласных с повышениями сумм штрафов за нарушение правил на деле преследовала цель … « через обращение к мэру продавить стоимость хотя бы до двушки, и мы сдаваться не будем».

В итоге ситуация устраивает лишь тех, кто принимал решение о повышении. 

Почему? Читайте выше.

И, казалось бы, выход из патовой ситуации есть: в свое время мэр заявил эпохальный проект по коренному реформированию городской системы пассажирских перевозок. Вот, что говорит по этому поводу сам Сергей Кравченко: «Уже в ближайшее время мы планируем закупить автобусы большой вместимости и создать единый городской автобусно-трамвайно-троллейбусный парк. Хотим реализовать проект еще советских времен по продолжению троллейбусной линии до кольца квартала Мирный. У городского совета есть стратегический план сделать транспорт действительно городским, т.е. принадлежащим громаде, доступным и комфортным».

Отлично. Наконец-то у нас появился план! К тому же — стратегический! Раз так, следует его обнародовать. Увы… Единственным материальным результатом поисков заветной грамоты еще в начале лета был странный диалог журналиста с начальником Управления транспорта и связи Луганского городского совета Владимиром Духником.

Приводим его близко к тексту:

 — Владимир Викторович, можно ли ознакомиться с программой по реформированию системы городского транспорта.

 — Какой еще программы?!

 — Хорошо, плана. Его мэр озвучивал. Вы должны знать. Ну, пожалуйста, вспомните: ГАП, автобусы, троллейбусы, трамваи…

 — Это мэр озвучивал. Значит, он знает, о чем говорит. Я больше ничего сказать не могу.

 — Ага. Тогда скажите, хотя бы: этот план хотя бы есть в природе?

 — Ведется работа.

 — А на какой она уже стадии?

 — Уже выделены деньги. Двенадцать миллионов.

 — Кем выделены?

 — Нами получен займ в банке.

 — Понятно. На ваш взгляд, сколько времени потребуется для реализации программы?

 — Очень много. Это тендеры, закупки, сами понимаете… Вам все со временем скажет мэр, а пока еще не время…

 — Понимаем. Спасибо.

Новые коммунальные автобусы и трамваи на улицы не вышли и по сей день. Закуплено ли хоть что-то из перечисленного — неизвестно.

А вот, что нам известно наверняка. Первое: программы реформирования системы городского транспорта в Луганске не существует. Второе: деньги на ее реализацию горисполком еще давно занял в каком-то банке. Так как ни один банкир не выдаст столь крупной суммы без залога, логично предположить, что пришлось заложить часть городского имущества. Как?! Под реализацию программы, которой на самом деле нет?! Опять непонятно… Зачем ?!

Продолжаем рассуждать логически. Деньги, особенно большие деньги, не могут лежать мертвым грузом. Они всегда на кого-то работают. На кого работают эти двенадцать миллионов сейчас? На чей счет каждый день капают проценты от их «прокрутки»? Может, на эту сумму все же приобретаются так необходимые городу автобусы большой вместимости? Развейте нехорошие подозрения горожан, покажите программу, отчет, калькуляцию…

Увы, в открытых источниках, все, что мэр считает нужным сказать по этому поводу, звучит следующим образом: «Мы постепенно наводим порядок в городском общественном транспорте. Работает дисциплинарная транспортная комиссия, которая вносит на заседания исполнительного комитета городского совета предложения по расторжению договоров с недобросовестными перевозчиками, создан городской автобусный парк».

Умолчим о «постепенном наведении порядка»: пассажиры ежедневно чувствуют его каждым нервом. Лучше поговорим о пресловутом коммунальном автобусном парке.

«ЛГАП не станет монополистом в сфере пассажирских перевозок, но он будет стимулировать создание конкурентной среды на рынке, и это здоровая конкуренция, которая будет работать на улучшение качества обслуживания пассажиров. При этом предоставлять качественные услуги могут только крупные перевозчики, у которых существует нормальная материально-техническая база. И тогда у нас не будет возникать прецедентов, жалоб на водителей, отказывающихся перевозить пассажиров льготной категории», — утверждает мэр.

И это все, чего удалось добиться по данному вопросу. Ни слова конкретики, ни единой фразы о механизмах деятельности, никакой информации по финансированию… Известно, что ООО «Луганский городской автобусный парк» является приемником ОАО «Луганский городской автобусный парк», которое обанкротили в 2005 году. Со щемящим чувством вспоминаются предложения на аукционных торгах по-тогдашнему ГАПу.

Так, в куцем списке лотов значились: простынь б/у («требует ремонта») за 7.60, куртка мужская кож.зам («требует ремонта») за 9.20, головка блока цилиндров, шторы б/у и все в таком же духе.

Теперь мы это возрождаем и, конечно же, опять успешно, как было до этого уже не один раз. Выезжали на наши дороги те же «Каросы», «Скании» и прочий подрихтованный металлолом, купленный за бюджетные средства. Где они сейчас? Порезаны за городские долги банкам да энергетикам.

Поневоле приходишь к выводу: каждый новый мэр хочет чего-нибудь поиметь лично для себя с этой всегда актуальной темы. Ведь еще ни разу за все эти годы ни один из градоначальников так и не отчитался за истраченные средства, да горожане, если честно, и не спрашивали.

Сегодня власть не в состоянии даже восстановить трамвайное движение по путепроводу на ул. Тараса Рыбаса, а ведь планировали запустить линию еще к зиме. До сих пор отрезан от трамвайного сообщения с центром города «социально незащищенный» Камброд. Жители района подозревают власти в саботаже, с целью отдать их на откуп частным перевозчикам.

Мой собеседник маршрутчик-предприниматель признался: «Сейчас нужно отнести примерно «штуку» зелени, чтоб стать на малоприбыльный маршрут, вроде 167-го и до десяти — за «хлебный» 155-й. Почти во всех областных центрах проводят открытые тендеры, только у нас эти… (непечатно) конкурсы». По его словам, схема давно откатана и работает без сбоев.

Можно только порадоваться, если это действительно так. Ведь должно же в Луганске хоть что-то функционировать без сбоев и аварий…

// Влад Поренков






Источник: http://www.top.lg.ua/news/?id=17498
Категория: Украина | Добавил: Maксимильян (19.02.2009)
Просмотров: 356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Харьковчане за электротранспорт, 2007-2017